You are viewing [info]prochtenie_lj's journal

Previous Entry | Next Entry

Рюмочка

ЧАСЫ ОСТАНОВИЛИСЬ

ПРЕМИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО ИСПОЛНИЛОСЬ 30 ЛЕТ. ХВАТИТ?

 

Мне многажды доводилось называть премию Белого “лучшей” и “главной”; основания для такой оценки, собственно, налицо и сейчас.

 

Во-первых, это “экологически чистый продукт”: премия возникла при самиздатовском журнале “Часы” для моральной поддержки неподцензурной словесности.

Во-вторых, у нее внятная и славная концепция: отмечать “инновационную” литературу.

В-третьих, хотя состав рулящих неоднократно менялся, премию практически всегда присуждали (и присуждают) люди вменяемые и высокопрофессиональные, чего ни об одной другой отечественной литературной награде сказать невозможно.

Кривулин, Драгомощенко, Гройс – три первых лауреата, ангела-хранителя проекта: эти имена задали планку, и, хотя серенькие присуждения бывали, куда без них, низко планка никогда не опускалась.

В последние годы, однако, решения белого комитета (жюри так называется) все чаще вызывали недоумение. Я его публично не высказывал: «родную» (я не только давний поклонник «Белого», но и недавний лауреат) премию шпынять не хотелось. Но сегодня совпало два повода: присуждение, во-первых, юбилейное, а во-вторых – какое-то запредельно нелепое.

 

СПЛОШНЫЕ ЗАСЛУГИ

Бесспорна одна позиция: труд, свершенный переводчиками и издателями первого большого русского издания Целана. Остальное сильно смущают. Нет особых сомнений в квалификации пушдомовского академика Лаврова, но что же новаторского в его в высшей степени традиционалистских трудах? При чем тут Андрей Белый?

Вопрос лукавый: понятно, при чем. Белый – герой Лаврова, а у премии юбилей, а решение символическое. Ладно, в честь юбилея можно и символическое. Но ведь тут тенденция: скажем, не так давно лауреатом «гумисследований» стал Роман Тименчик с толстой книжкой про Ахматову. Книжка хорошая, набитая материалом, как гранат вкусными алыми штучками. Одна незадача: в ней нет интеллектуального усилия, «соображений», а есть лишь родосская усидчивость: надо же столько переписать (да если и отсканировать) чудных советских цитат из «Литературной газеты». На вручении речь поддержки читал Александр Скидан, объяснял, чего в цитатнике новаторского: вот сколько, дескать, комментариев, больше, чем основного текста, так одно в другое хитро переходит, что непонятно, что чего комментирует. Современно! Примерно такими же словами я пиарил роль комментария в постмодернизме на страницах той же «Литгазеты» в начале девяностых годов. И уже тогда понимал, что не так уж оно и современно, что прием этот двадцатым веком использован уже как следует во все щели. А уж считать это современным сегодня… Вот именно, что без комментариев.

Вот вовсе вопиющий пример: в шорт-лист текущего года записали очередной том еще более трудолюбивого Евгения Добренко. Спора нет, его многостраничные исследования из года в год «вводят в оборот» тонны (хотел написать разнообразных, но одумался) советских материалов. Но нет и спора, что работает Добренко в соответствующем своему предмету жанре соцреалистического бу-бу-бу, а на новаторство и сам не претендует.

В «прозе» победил Александр Секацкий, священная петербургская корова. Секацкий и для меня корова, и, увидав шорт-лист, я прежде всего удивился, что Секацкий до сих пор белой премии не имел. Видимо, тому же удивились и решили опомниться члены комитета. Полупрозу, подобную победившей (пусть и не в жанре романа), Секацкий сочиняет давно, мог быть премирован за нее эн лет назад (как и за философию – по гуманитарной номинации). Ощущение, что Секацкому просто отдали старый долг. Ничего, может, дурного, если забыть, что в шорт-листе присуствововали без малого гениальные и именно что остро-современные тексты Линор Горалик и Андрея Сен-Сенькова. Напомню, что свой авторитет премия Белого заслужила именно умением углядеть новое в новом, награждениями грядущих, а не состоявшихся классиков.

Поэзию на сей раз поделили. Основным лауреатом представляется православный декадент Сергей Круглов, и «православный декадент» тут не ирония, а попытка в двух словах представить стиль этого действительно великолепного автора. Но к нему почему-то решили пристегнуть Владимира Аристова, человека достойного, поэта заслуженного и «состоявшегося» уже эдак с четверть века назад. На Аристова, как и на Секацкого, ворчать не станешь, если не заметить, что даже в шорт-лист не попала Алла Горбунова, самая яркая дебютантка последних лет. Вообще, «делить» премию без крайней необходимости – признак слабости жюри. А какова была крайняя необходимость? Верно: больше ведь не будет повода дать Аристову, а надо бы дать!

Таким образом, почти все (исключая Круглова) премии-2008 вручены за так или иначе понятые «заслуги», за выслугу лет, за правильные глаза. Для работы комитета это – стыдный провал. А для премии – знак глубокого кризиса?

 

ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Есть концептуальный затык: что ныне считать новаторством? (В этой главке я буду рассуждать только о «худле»: за свежими гумисследованиями давно не слежу, остановившись где-то на «новом историзме»).

Новаторство в литературе это либо окно, прорубленное ловким ударом сразу в область Чистого Духа, он же Бездна (аналог в изобразительном искусстве – «Черный квадрат»), либо «эксперимент». Про Чистый Дух опытным путем догадались, что ловко – не прорубается. «Волшебного слова» не существует: не проканали ни символистские пурпурные затененные сверхвоссиянности, ни крученыховские дырпырщуры. Чистый Дух достигается долгим тяжким трудом в самых что ни на есть традиционных формах. Взять Дона Хуана с его Кастанедой: тщательная погоня за Чистым Духом оформлена в седом жанре незамысловатого репортажа.

Что касается «эксперимента», то он просто конечен, как спички в коробке. Если вновь сравнить с артом: невозможно радикальное искусство, ибо попробовали уже все: и говно ели, и мальчика в живот целовали. Тоже и с литературными выкрутасами: фокусничество имеет, похоже, предел. Тем более нынче, когда к свободному формотворчеству присоединились миллионы интернет-пользователей, в принципе не скованных представлениями о традиционных-нетрадиционных формах. Если иной белый номинант, выписывающий в стишок газетные заголовки (желательно без запятых и прописных букв) полагает, что занят творчеством, то делающий то же самое блоггер просто разлекается, и у него потому выходит занятнее.

Была такая побасенка: если многим обезьянам дать многия пишущыя машины, то рано или поздно одна из них напечатает «Войну и мир».

Результат есть, хотя и в младших жанрах. Фразы «Афтар жжот», «Первый нах» и «Тема ебли не раскрыта» - они же появились «по ходу» и по приколу, вне зоны литературных амбиций. Тем не менее, они именно литературно великолепны: по ритму, точности, по истинно пушкинской легкости. Скажем, у хорошего писателя Пелевина фраз такого уровня нет.

Я это не к тому, что «новое» невозможно. Вот поэт Родионов – «новое»? Вроде как да. Что он делает? Он орет рэп про приключения пьяных мудаков на московских окраинах. Ингридиенты все ветхие (желтая кофта с синей блузой, интерес к судьбе маленького чела), а результат вполне инновационный.

Запомнилась (цитирую по памяти) хорошая фраза Ильи Кукулина, что в «новом» интересен не сам эксперимент, а стоящие за ним поиски жизнеспособных модусов конкретного человечьего бытия. Тот же Родионов, разумеется, не «новое» делает, а чисто интересуется живыми окровавленными модусами. Но в самом «духе» премии Белого велика как раз идея эксперимента, башни из слоновой кости, авангардного жеста, причудливого коктейля серебряного века с андеграундом семидесятых. Очевидно, дух премии вступает в противоречие в духом эпохи. И проект буксует.

Недавно один из нынешних руководителей премии сообщил, что актуальным для «Белого» сейчас является противостояние рыночному мейнстриму. Тоже такое высказывание… о многих концах. Я понимаю, что давать «нашу» премию Акунину – дело избыточное, но, положа руку на сердце, а член на жопу (как удачно выразился кто-то из безымянных сетевых шутников), Акунин – куда больший новатор, чем недавние прозолауреаты Юрий Лейдерман и Эдуард Лимонов. И вполне себе новаторский роман Павла Крусанова «Укус ангела» - самое коммерчески успешное его произведение.

 

ЗЕРКАЛО ТРЕСНУЛО

Когда пишут о премии, всегда сообщают, что материальный ее фонд – 1 рубль (плюс еще водки наливают и яблоко дают). Фонд рубль, а авторитет – огого! Но вот утек куда-то, кажется, этот самый легендарный авторитет. Решения уходят в песок. О премии Андрея Белого перестали появляться аналитические статьи. То есть – совсем. В лучшем случае газеты дают список лауреатов: с одной стороны их можно понять, широкий читатель не поймет словосочетания "Сен-Сеньков"; в былые годы, однако же, хотя бы минимальные комментарии появлялись.

Еще грустнее, что работа премии не обсуждается в блогах социально близких граждан, заинтересованных лиц. В среде распространения авторитета. Это ведь вовсе кранты. Узколицый Неврастеник переживает за «Букер» и «Большую книгу», как за собственную таксу, а о Белом – молчок. Радужный Культуртрегер язвит по поводу одной там новообразованной премии, а о Белом ни звука. Жизнерадостный Волосатик остроумно шутит про Круглова и Аристова: им по 50 и копеек и по поляблока!

Да и сами организаторы будто не совсем всерьез относятся к своему детищу. У премии, скажем, нет своего сайта; «вэб-представительством» является страничка в «Журнальном зале». Можно и так, разумеется. Но в отчетном году на этой страничке не только шорт-листа не выкладывали, не только положения и состава комитета там нет, - там и итогового решения не появилось. На официальной страничке!

Что же – получается, наигрались?

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Вопрос, как всегда, самый сложный. Прикрыть лавочку в честь 30-летия, красиво уйти «непобежденными» - выход разумный, но не самый интересный. Интереснее, конечно, реорганизация, перезапуск-переформатирование, но не знаю, насколько комитет понимает необходимость перемен.

Во всяком случае, белой затее следует иметь в виду, что у нее могут появиться конкуренты: другие премиальные проекты, ориентированные на новаторство, нерыночность, неформатность и пр. Одна такая премия, в общем, уже возникла (пока предельно нелепая, но возможно только «пока»). Проект другой мне самому довелось недавно обсуждать: в пьяной компании и безответственно; ветер, однако, дует в ту же сторону. Не сомневаюсь, что этими двумя легкомысленными примерами дело не ограничится.

Время, сцуко, не умеет стоять стоймя.

 

 

Comments

( 58 comments — Leave a comment )
[info]kritmassa wrote:
Dec. 9th, 2008 02:22 pm (UTC)
Слава, ты молодец, и во многом прав.
Не прав про Тименчика (совсем) и про реакцию в блогах. И про сайт отчасти - просто в этом году перенесли инфу на OpenSpace - там все ее и смотрели, да еще как.
А так да - надо спорить.
А про то, что комментировать Белого некому - я еще в 2003 году говорил в дискуссии в Либеральной миссии.
[info]prochtenie_lj wrote:
Dec. 9th, 2008 03:06 pm (UTC)
Про Тименчика бессмысленно спорить, а вот про реакцию в блогах - как же я не прав? Это же как с водкой и яблоком: или есть, или нет. Реакции НЕТ.
[info]kritmassa wrote:
Dec. 9th, 2008 03:08 pm (UTC)
Ты не прав. Даже в списке топ-тем Яндекс-блогов было "Объявлен шорт-лист Премии Белого". Так что есть реакция есть. Смени френд-ленту)))
[info]prochtenie_lj wrote:
Dec. 9th, 2008 03:39 pm (UTC)
объявлен шорт-лист - это просто список, а не обсуждения. я ищу через поисковики, а не через френд-ленту. Пустота
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 9th, 2008 07:17 pm (UTC) - Expand
[info]paslen wrote:
Dec. 9th, 2008 03:24 pm (UTC)
ой да убили премию чего уж тут
[info]prochtenie_lj wrote:
Dec. 9th, 2008 03:39 pm (UTC)
прям убили... в какой момент?
[info]paslen wrote:
Dec. 9th, 2008 03:56 pm (UTC)
когда легли под НЛО
[info]kritmassa wrote:
Dec. 9th, 2008 07:20 pm (UTC)
Дима, я хотел возразить вам, но передумал - вы же в своем выдуманном мире, среди так сказать фантомов и химер. У вас еще есть сосед по этому фиктивному пространству - В.Л.Топоров. Я рад, что вам там уютно.))

Но если вы на минуту вообразите, что то, что вы написали не имеет никакого отношения к реальности, т.е. вообще никакого - будет полезно.
(no subject) - [info]paslen - Dec. 9th, 2008 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]paslen - Dec. 9th, 2008 07:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 9th, 2008 08:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]paslen - Dec. 9th, 2008 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 9th, 2008 08:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 9th, 2008 08:47 pm (UTC) - Expand
[info]prochtenie_lj wrote:
Dec. 10th, 2008 02:55 pm (UTC)
не думаю, что кто-то себе в таких терминах эту операцию мыслил) плюс большое присутствие нло оправдано, наверное; нло впрямь ведь много и хорошо пропагандирует "инновационную" лит-ру.
Мысль, однако, ясна
(no subject) - [info]paslen - Dec. 10th, 2008 02:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 10th, 2008 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]paslen - Dec. 10th, 2008 06:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 11th, 2008 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]dkuzmin - Dec. 11th, 2008 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 11th, 2008 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]paslen - Dec. 11th, 2008 05:04 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
[info]sensensen wrote:
Dec. 9th, 2008 09:20 pm (UTC)
а что пишут про Букер, Большую книжку? дают рецензии на весь шорт-лист.
про выбор жюри я со Славой не согласен. а про полный вакуум вокруг - да.
(Deleted comment)
[info]sensensen wrote:
Dec. 10th, 2008 08:03 am (UTC)
у Кенжеева веселей - "во всем виноваты НЛО и Бодрийар")
[info]levental wrote:
Dec. 11th, 2008 11:59 am (UTC)
Кузьмин что-то такое написал на опенспейсе. В том смысле, что попа у нас большая, мы и на двух стульях можем посидеть. А я еще вот что подумал. В прошлом-то году по прозе дали Ильянену - за симпатичный роман, но тоже ведь, понятно, не только за него, а еще и за "И финна" (который, если уж на то пошло, у него лучший роман из трех). И даже так: дали именно за "И финна", а поводом был "Бутик Vanity". Разве нет? Вот идея: ежегодная премия журнала "Прочтение" за новации в литературе. Есть же премия у газеты Гардиан, и, кажется, не одна. А победителю, чтобы привлечь внимание скучающей общественности, выдавать что-нибудь дешевое, но уж совсем нелепое. Например, абонемент в бассейн.
[info]kritmassa wrote:
Dec. 11th, 2008 03:04 pm (UTC)
Вы правы. Есть проблема запаздывания. Та, которой не было в 70-х, когда давали по горячим следам Соколову, Харитонову и Гройсу.
Конечно, по-хорошему, Ильянен и Секацкий заслужили Белого лет 10 назад, после Финна и Могов.
Но точные "попадания" бывают и сейчас, а иногда выходит - не попадание, а щедрый аванс.
Избежать этого - наивная идея, все дело в пропорции.
Слава верный диагност, но плохой доктор - потому, что сам "болен" и мечется-лечится не слишком успешно.
[info]prochtenie_lj wrote:
Dec. 11th, 2008 03:37 pm (UTC)
Вот, конечно, парадокс... сколько одной немудреной заметкой можно эмоций и мнений вызвать. Забавно, но до известного предела. Вот ведь Морев всерьез пишет слова "заслужили", "попадания", "щедрый аванс". Всерьез, без тени улыбки!
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 11th, 2008 04:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 11th, 2008 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 11th, 2008 05:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]a_ilichevskii - Dec. 11th, 2008 06:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]dkuzmin - Dec. 12th, 2008 04:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 12th, 2008 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]dkuzmin - Dec. 12th, 2008 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 12th, 2008 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]dkuzmin - Dec. 12th, 2008 10:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 12th, 2008 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]dkuzmin - Dec. 12th, 2008 11:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 12th, 2008 12:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 12th, 2008 09:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 12th, 2008 09:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 12th, 2008 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 12th, 2008 10:07 am (UTC) - Expand
[info]paslen wrote:
Dec. 11th, 2008 08:17 pm (UTC)
ну про кризис критики мы все лет десять уже шумим - вот как академия критиков образовалась, так и шумим, я уже столько про это сам писал, что мало не покажется.
Но в данном случае проблема не с критикой, а с самой премией. Была бы премия более внятной, появилась бы и критика, а как описывать разнонаправленное нечто? Что общего между письменным столом и вороной?
[info]kritmassa wrote:
Dec. 12th, 2008 09:20 am (UTC)
а вот это - совсем не так. Премия куда как внятная, - и описывать эту внятность приходилось самым разным людям, с самыми разными оценками - и Кузьмину, и Кузьминскому, пардон за каламбур. И нескольким другим (Дашевскому, Курицыну, Шубинскому, наверняка забыл кого). Просто этих других - раз два и обчелся. Так что не надо.
[info]paslen wrote:
Dec. 12th, 2008 12:30 pm (UTC)
Глеб, а что в мире существует только два мнения - неправильное и Ваше?
Ну, Митя-то Кузьмин Вам что угодно опишет)
[info]dkuzmin wrote:
Dec. 11th, 2008 11:30 pm (UTC)
Сегодня, Слава, тебе ненароком ответили ещё в одном месте. Это, натурально, совпадение (материал явно готовился до твоей статьи), но довольно удачное, не правда ли?
[info]prochtenie_lj wrote:
Dec. 12th, 2008 09:20 am (UTC)
Собственно, первый (боюсь - последний) хоть сколько-то содержательный материал о премии. Один! Я о том и пишу: ничего нет. Резонанса нет, среда молчит (и, боюсь, уже равнодушна: СВОЯ СРЕДА), ссылочки на реакцию одна юмористичнее другой, продукт все маргинальнее. Кризис давно или недавно, но привел наконец к такому позорищу, как в этом году, когда ВСЕ - за заслуги. Шевелиться надо, а вы даже не способны создать официального сайта. Ну, посмотрю, что дальше будет)
[info]kritmassa wrote:
Dec. 12th, 2008 09:27 am (UTC)
ну, ты противоречишь сам себе - ты и есть резонанс)))
Про не можем сайта - смешно, но см. выше. И вообще надо подождать вручения - рано итог года подводить-то.

Тебе хочется видеть равнодушие? к чему? - чтоб замутить на чистом якобы месте новую премию? Так сейчас вот Персона Брата что-то такое сделает, не беспокойся, в кэш же вышли)))
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 12th, 2008 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 12th, 2008 10:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]prochtenie_lj - Dec. 12th, 2008 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - [info]kritmassa - Dec. 12th, 2008 10:55 am (UTC) - Expand
[info]paslen wrote:
Dec. 12th, 2008 12:32 pm (UTC)
по поводу этого материала, Митя, и это тоже совпадение, хотел написать авторам (но решил не влезать) что такие тексты, вообще-то писать стыдно. Но подумал, что людей буду лишний раз задирать и не стал. А сегодня ты на него киваешь. Очень символическое получилось кольцо.
[info]dkuzmin wrote:
Dec. 12th, 2008 03:50 pm (UTC)
Деятелю, публикующему Топорова с Лямпортом, словом «стыд» пользоваться не к лицу.
(no subject) - [info]paslen - Dec. 12th, 2008 03:53 pm (UTC) - Expand
[info]sannikova wrote:
Dec. 12th, 2008 10:19 pm (UTC)
Надо же, там, где о Прилепине, очиталась:
"был тепло встречен литературным сообществом — как его патриотическим рылом, так и..."
( 58 comments — Leave a comment )

Profile

Рюмочка
[info]prochtenie_lj
prochtenie_lj

Latest Month

April 2012
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow